Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Южный федеральный университет
XVII Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2017»
23-24 ноября 2017 года, г. Ростов-на-Дону

ИКТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Автор: Малютина Галина Ильинична, грамота министерства образования РФ, 2012 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей № 58" г. Ростова-на-Дону
Аннотация. В тезисах рассматривается возможности использования ИКТ и цифровой лаборатории при выполнении проектных работ одарёнными детьми.

Малютина Галина Ильинична (e-mail: galina.maliutina@yandex.ru), учитель химии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 58» (МБОУ «Лицей №58») г. Ростова-на-Дону

 

Аннотация. В тезисах рассматривается возможности использования ИКТ и цифровой лаборатории  при  выполнении проектных работ одарёнными детьми.

 

Неотъемлемой частью школьного образования стала проектная и исследовательская деятельность учащихся. Это требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Наш опыт работы в этом направлении доказывает, что внедрение проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс позволяет формировать совокупность универсальных учебных действий (УУД).

Цель образования – формирование компетенций «научить учиться»; самостоятельно принимать простые решения,  применяя современные технологии, в том числе и ИКТ;  развитие творческих способностей обучающихся. В старшей профильной школе проект позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в обучении.

Преподавание в лицее осуществляется на базовом и профильном уровне. Действуют  два профильных направления – химико-биологический и физико-математический. Профильный уровень – это более углубленная теоретическая подготовка в области предмета, владение исследовательскими умениями, решение более сложных задач. Я работаю в классах с базовым и профильным изучением химии.

Учащиеся профильных классов лицея выполняют индивидуальные проекты химико-биологической и общекультурной направленности:  «Великие «бездари»: гении, которые плохо учились» (В. Валко.); «Я сам открою элемент… или есть ли предел у Периодической системы?» (С. Дарсигова, С. Ефремов.); «Патент на изобретение получает… женщина» (В. Валко); «Вдохновлённые Периодической системой» (В. Богаевская); «Жвачка» (Гончарова В.), «Каучук» (Герасименя А.) и др.. Презентация выполняется обучающимися самостоятельно по требованиям,  опубликованным на моем персональном сайте (http://gmalutina.ru/vse-o-prezentatsii). Многие ученические проекты принимали участие в муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах и получили призовые места.

МБОУ «Лицей № 58» оснащен цифровым оборудованием немецкой фирмы PHYWE. В кабинете химии есть также мультимедийный компьютерный класс. Цифровая лаборатория PHYWEоснащена датчиками определения различных ионов, электропроводности, рН, оптической плотности и многими другими, что позволяет быстро и эффективно и с достаточно высокой точностью исследовать различные объекты. Химический эксперимент (демонстрационный и лабораторный), который можно проводить с использованием этих лабораторий, позволяет закрепить знания школьников, помогает глубже проникнуть в структуру изучаемого вещества, увеличивает эмоциональную окраску урока и также может служить способом контроля достижений обучающихся в усвоении материала. При подготовке и проведении занятий с использованием этого оборудования, обучающиеся используют знания, полученные на обычных уроках: рассчитывают концентрацию вещества в растворе, выполняют лабораторные опыты  с соблюдением техники безопасности, прогнозируют воздействие веществ (и их паров) на организм человека и т.д.Результаты этой деятельности представляются в Донской  академии наук юных исследователей (ДАН ЮИ): Варданян Анжела (2011 г.), Богданова Анастасия (2014 г.), Дарсигова Светлана (2017 г.).

В рамках Фестиваля «Школа. Наука. Профессия» две ученицы (Халамай Марина, 9 класс и Наумкина Мария, 8 класс) участвовали в муниципальном конкурсе рисунков и компьютерной графики «Все профессии нужны, все профессии важны». Используя графический редактор  Paint Tool SAI, графический планшет Geniusи стилус для этого планшета  девочки выполнили графические рисунки на компьютере, отобразив профессию мечты. У Маши  это берейтор, а у Марины – ветеринарный врач. Обе работы в результате конкурсного отбора получили 3 место.

В настоящее время являюсь куратором обучающихся, принимающих участие в областной конкурсе среди детей и юношества на лучшую разработку с использованием информационных технологий.   

Таким образом, современным старшеклассникам ближе и привычнее работа с новейшим электронным оборудованием, чем  традиционные методы исследования веществ и их свойств. Развивая творческий потенциал школьников, учитель развивает и свои творческие способности. Метод проектов  всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую. Ученики, занимающиеся исследовательской работой, не только отыскивают материалы с помощью современных способов поиска информации (в том числе с помощью Интернет), но и оформляют результаты своих исследований в виде презентаций, видеороликов.

 

 

 

 

 

Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  Проектная и исследовательская деятельность, одарённые дети

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.